Игры и упражнения для детей

    Главная  Родителям    Советы психолога    Игры и упражнения для детей

      ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

    Роль памяти в жизни ребёнка трудно переоценить. С её помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребёнок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно. 

    Для того, чтобы развить память вашего ребёнка, можно играть с ним в различные игры, которые легко вписываются в повседневную жизнь и не требуют использования дополнительного времени. 

    Развитию памяти у детей очень хорошо способствует разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок. 

    Детям очень нравится отгадывать разные загадки, а если вы предложите придумать какую-нибудь свою загадку, восторгу малыша не будет предела.

    И, самое главное – почаще разговаривайте с вашим чадом, читайте ему сказки. Ведь это не только способствует развитию вашего ребёнка, но и поддерживает эмоциональную близость между вами.

    Читать подробнее ...

    Чтобы заучивание стихотворений не казалось нудным и трудным занятием, попробуйте превратить этот процесс в игру или состязание.

    Например, вы читаете четверостишие без последнего слова, а он должен догадаться, какое это должно быть слово. Затем вы читаете это же четверостишие ещё раз, но уже без двух слов, потом трёх слов и т. д. Недостающие слова должен называть ребёнок. Так постепенно ему нужно будет назвать все слова стихотворения, т. е. фактически выучить его наизусть.

    Или попробуйте разыграть стихотворение в виде маленького спектакля. В процессе инсценировки не скупитесь на эмоции. Покажите спектакль своим близким.

     Для того чтобы превратить заучивание стихов в состязание, необходимо как минимум два участника. Предложите им посоревноваться, кто быстрее выучит стихотворение из 4 – 6 строк. Причём, скорость будет измеряться не в минутах и секундах, а в количестве повторений. Кто первый повторит всё стихотворение без единой ошибки, тот и выиграет состязание.

    Запомни рассказ – ещё одна игра на словесно-логическую память. Для неё можно использовать любой детский рассказ или сказку. Главное, чтобы они были интересными и небольшими. Предупредите ребёнка, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить всё, даже очень незначительные подробности рассказа. Затем предложите ребёнку пересказать как можно подробнее. Обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если ребёнок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы.        

    Игра "Каскад слов"

     Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т. д. Если ребёнок не может повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других. И так до тех пор, пока ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

             Например:

    1. огонь
    2. дом, молоко
    3. конь, гриб, игла
    4. петух, солнце, асфальт, тетрадь
    5. крыша, пень, вода, свеча, школа
    6. карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб
    7. орёл, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын
    8. гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд и т. д.

             Список слов можно подготовить заранее.

    То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его кратковременной слуховой памяти.

             Ребёнок 6 – 7 лет правильно воспроизводит ряд из 5 – 6 слов.

    Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему вспомнить эти слова. Ребёнок сам выбирает, что и как он будет рисовать.

    Игра "Я – фотоаппарат"

    Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.

     Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

             Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.

     


      ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ ВМЕСТЕ

    Вспомните, какую радость нам в детстве приносило рисование! Увы, повзрослев, мы забываем о ней. Стремление к изобразительной деятельности свойственно всем детям уже с раннего возраста. Рисование влияет на развитие ребенка, на формирование различных сторон его личности; через рисунок он выражает свои чувства и переживания, представления о том, кто он есть и кем стремится быть, свое миропонимание.

      Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Кроме того, рисование действительно связано с радостью, поэтому заниматься рисованием особенно рекомендуется тем детям, кто испытывает эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты. Радость повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни.

    Читать подробнее ...

    Известно, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок проявляет наибольший интерес к рисованию. К 10-11 годам подавляющее большинство детей вступает в так называемый кризис детского изобразительного творчества. Многие перестают рисовать. Вот почему так важно не упустить благодатный период и использовать возможности изобразительного искусства для эмоциональной поддержки и воспитания лучших качеств личности.

    Психологи и педагоги много говорят о том, что ребенку, как воздух, нужна ласка и нежность родителей. Но обнимать и без конца целовать своего мальчика или девочку - это еще не все. Ребенку нужно постоянное общение. А язык искусства - это универсальный язык общения, помогающий лучше понять друг друга, ощутить радость творчества и поверить в себя. Поэтому рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.

    Я уже слышу возражения: "Я не умею рисовать" или "В последний раз я брала в руки кисточку в школе...". Все это - проявления нашей внутренней неуверенности. Мы - профессионалы в своем деле, знающие ответы на все детские вопросы, и вдруг - рисовать. Как раз в этот момент срабатывает чувство: "А вдруг не получится? Как я буду выглядеть в глазах своего ребенка?". Расслабьтесь! Такие опасения только до первого раза. Представьте, что вы - пятилетний ребенок, и смело приступайте к рисованию! Художественное творчество позволит вам отключиться от дневных забот, избавит от плохого настроения, поможет сосредоточиться на другом и найти новые плодотворные способы общения с ребенком.

    А мы предлагаем вам различные упражнения и возможные темы занятий, которые, при необходимости, вы сможете дополнить или видоизменить вместе с детьми.

    Например, чтобы повысить самооценку, можно нарисовать "Самое-самое-самое...". Предложите ребенку согнуть лист (формата A3) пополам. На внешней половине листа пусть он нарисует любую дверь (каменную, деревянную, закрытую, открытую…) в любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в подземелье, в сказку…). Ребенок "открывает" дверь и на внутренней части листа рисует "Самое-самое-самое...". У каждого свое. У кого-то это самое красивое, у кого-то самое страшное или самое интересное, небывалое и т.д. Пусть сын (или дочь) придумает свою историю о том, какое "самое-самое" скрывается за нарисованной дверью. Важнее всего для вас будет рассказ ребенка о своем рисунке. Задайте малышу разнообразные вопросы, по правилам игры принимается абсолютно любой вопрос, и отвечающему нужно быстро сориентироваться и придумать ответ. А самый захватывающий момент для ребенка - это, конечно, посмотреть на ваш рисунок, услышать вашу историю о "самом-самом..." и затем самому задать каверзные вопросы маме или папе. Вот это удовольствие!

    А вот другое задание. Вырежьте из бумаги разнообразные фигуры: может быть, это будет круг, квадрат или треугольник. На этих заготовках в любом месте нарисуйте некий фрагмент, кусочек, намек на будущий рисунок. Предложите малышу внимательно, со всех сторон, разглядеть начатый рисунок и увидеть в нем свой образ и дорисовать его. После завершения работы, попытайтесь угадать, что или кто спрятался в рисунке вашего чада. И только тогда, когда вы предложите все свои варианты, довольный ребенок "сознается" и подробно опишет свой рисунок. Это упражнение стимулирует воображение, творческую активность и может превратиться в увлекательную игру, если вы пригласите поучаствовать в ней друзей вашего ребенка. Дети наперебой будут предлагать свои варианты, всем непременно захочется угадать, что спряталось в рисунке.

    - Это цветок!

    - Да нет же, это - волшебный цветок или чудо-дерево!

    - А мне кажется, это - цветок, а в нем - добрая фея!

    И не забудьте наградить самого прозорливого участника игры аплодисментами.

    Метод пиктограмм является хорошим упражнением на развитие памяти с использованием изображений: ребята должны "записать" предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки. Интересно, как дети нарисуют такие абстрактные понятия как "Добро", "Зло", "Счастье", или как сумеют изобразить эмоциональные состояния и чувства "Радость", "Гнев", "Печаль". Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а потом сравните с рисунками малыша.

    К вам в гости пришли дети, или вы хотите отметить день рождения вашего ребенка? Тогда совместное рисование, безусловно, украсит праздник и принесет незабываемую радость!

    Обычно создание общей картины вызывает большое оживление. Темы заданий могут быть самыми разнообразными: "Времена года", "Подводный мир", "Дом моей мечты", "Наша школа", "Вселенная", "Энергия добра" и др. Успешность подобной работы во многом зависит от общей готовности участников к сотрудничеству и совместной деятельности, от вашей способности обеспечить психологическую и физическую безопасность каждого ребенка.


      ВЕЧЕРНИЕ ИГРЫ

    Ребенок пошел в детский сад - и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слезы... "Как подменили ребенка! - сокрушаются родители. - Надо будет поговорить с воспитателем!". А в садике говорят: "Очень послушный мальчик!" или: "Такая тихая, спокойная девочка!". Мама и папа удивляются. А зря!

    Даже для самого общительного ребенка детский сад - это стресс. Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, - и если вы спокойный и "негромкий" человек, у вас вскоре разболится голова, начнет копиться раздражение, появится желание побыстрее уйти домой. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.

    Читать подробнее ...

    Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства - одного для всех - не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.

    Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями. Если малыш днем скован и робок, а вечером "наверстывает упущенное", нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился.

    Если же ребенок и в садике - "ураган", и дома никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энергию "в мирное русло". Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем, чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.

    Один из лучших антистрессовых приемов - игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил. Во-первых, выбор - играть или не играть - должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, "вечерняя" игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

    Если днем ваш ребенок - "тихоня", а вечером - "дикарь", хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра "Рвакля".

    Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек - они отлично пружинят.

    Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является "Грибник".

    Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы - "грибы" - в корзину. Собранные "грибы" можно сортировать по цвету, форме, размеру... К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: "Давай почитаем?" или "Поможешь мне на кухне?".

    Приглушив таким образом "лишнюю" энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям - почитать, потанцевать, посмотреть диафильм. Даже если вам кажется, что занятий в садике недостаточно, постарайтесь снять с ребенка всю дополнительную нагрузку хотя бы на первый месяц адаптации к детскому саду. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте вместе с ним - это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. 

    Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для "Спокойной ночи, малыши!", - эта передача идет в одно и то же время и может стать частью "ритуала" отхода ко сну.

    Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня - усталость, раздражение, напряжение - уйдет, "стечет" с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, - они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырик), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку "дождик" из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов), просто дать две-три баночки, - и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, - через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

    Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий.


      УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

    Нередко родители сетуют: «Наш ребёнок очень невнимательный – и 5 минут не может посидеть на одном месте, да и в садике жалуются, что на занятиях постоянно отвлекается, даже короткую сказку не может дослушать до конца». Именно внимание во многом определяет, как идёт развитие ребёнка и в раннем, и в садовском, и в школьном возрасте. Качества внимания переменчивы. Например, в тревожном состоянии или при утомлении снижается способность к его концентрации, сужается объём воспринимаемой информации. Но внимание можно целенаправленно развивать. Предложенные ниже упражнения-игры помогут вашим детям в этом.

    Читать подробнее ...

     

    1 Заметь всё

    Разложите в ряд 5 – 7 (до 10) предметов (можно картинки), закройте их. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закройте их и предложите ребёнку перечислить все предметы, которые они запомнили. Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8 – 10, спросите у ребёнка, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова покажите всё на 10 секунд. Предложите ребёнку определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, предложите сказать, какого цвета каждый из них.

     

    2 Ищи безостановочно

    В течение 10 – 15 секунд предложите ребёнку найти вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.).

     

    3 Поиск предмета

    Играющие дети выходят из комнаты. В это время положите маленький предмет (значок, колечко, ластик) на видное место. Играющие по очереди входят в комнату; им разрешается сделать один круг по комнате и назвать, какой же новый предмет появился.

     

    4 Кто внимательнее

    Предложите ребёнку отвернуться и спросите его о деталях вашей одежды или окружающего интерьера.

     

    5 Развиваем внимательность и наблюдательность

    Выберите водящего. Остальные играющие принимают определённые позы, которые водящий должен запомнить. Затем он выходит из комнаты, а играющие должны сделать определённое количество изменений (по договорённости) в одежде, в позах. Вошедший водящий должен вернуть всех в исходное положение. Если водящий нашёл все изменения, то у него хорошая наблюдательность.

     

    6 Зеркало

    Встав напротив, показывайте ребёнку движения. Он – «зеркало», должен их отображать.

     

    7 Повторяем движения

    Вы показываете какие-то движения, а дети должны их повторять, кроме одного или двух. Например, если ведущий поднимает руки вверх – дети должны хлопнуть в ладоши; при положении «руки в стороны» - топать ногами.

     

    8 Сравниваем картинки

    Предложите детям найти отличия в сходных, но различающихся нюансами картинках.

     

    9 Перепутанные линии

    Предложите ребёнку без помощи карандаша, лишь взглядом проследить от начала до конца линию, переплетающуюся с другими линиями.

     

    10 Парные картинки

    Приготовьте несколько пар одинаковых картинок. С 5 – 6-летним ребёнком можно начать игру, взяв 12 пар, но запасите их побольше, чтобы позже добавить их для усложнения и интереса (младшие подростки могут играть уже с полусотней пар).

    Разложите все карточки на столе картинками вниз и хорошо перемешайте. Разложите их рядами, в прямоугольник. Играющие открывают по очереди любые 2 карточки, так чтобы всем хорошо были видны картинки. Если найдены две одинаковые, игрок забирает их себе, а если не пара – возвращает на место, вновь перевернув изображениями вниз. Ходит следующий игрок. Победитель тот, кто собрал больше пар.

     

    Играя в предложенные выше игры со своими детьми, меняйтесь ролями, предлагая и ребёнку выступить в качестве ведущего и загадывать эти задания вам, чтобы он был равноправным партнёром. Пусть ребёнок чувствует по вашему настроению, что вы играете с ним, потому что вам это приятно.