Консультации для родителей

    Главная  Родителям    Советы психолога    Консультации для родителей

      КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО, И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ

    ! Как было бы чудесно, если бы все мальчики и девочки всегда хорошо себя вели и делали только то, что им разрешают родители и учителя!

    Тогда детей никогда бы не приходилось ругать и наказывать. К сожалению это не возможно: идеальных людей нет, и дети - не исключение.

    Читать подробнее ...

    Детям иногда свойственны припадки бурного проявления эмоций, во время которых они падают на пол, бьют по полу ногами, кричат, колотят окружающих.

    Понимание причин возникновения вспышек плохого настроения и поведения у детей может помочь родителям разработать меры предупреждения неприятных эпизодов.

    Вспышки плохого поведения детей, как правило, происходят, если ребёнок устал, голоден, разочарован.

    Чаще всего такое поведение возникает в ответ на какой-либо запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже) или на отказ купить игрушку, шоколадку. Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками. например, если кто-то из детей отбирает у ребёнка игрушку, а он не знает, что сделать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить обиду.

    !   Психологи выделяют четыре наиболее существенные причины, лежащие в основе нарушения поведения:

    • ребёнок хочет обратить на себя внимание;
    • не хочет подчиняться взрослым;
    • хочет одержать верх над ними;
    • мстит взрослым за то, что нелюбим и обижен.

    ! В некоторых случаях вспышки плохого поведения детей являются физиологической и психологической нормами развития. Подмечено, что плохое поведение появляется в следующие периоды развития детей: два-три года, пять лет, семь-восемь лет, в подростковом периоде. В эти критические периоды дети стремятся заявить о своей индивидуальности и провести незримую черту между собой и окружающими. Как правило, в критические возрастные периоды речевое развитие детей не соответствует их эмоциональному развитию. Ребёнок не может облечь в словесную форму происходящие в нём перемены, выразить свои чувства и желания. Кроме того, в эти возрастные периоды нервная система детей более чувствительна, более ранима, поэтому он также подвержен вспышкам плохого поведения.

    "Что же делать?" - спросите вы. Попробуйте уделить чуть больше внимания эмоциям вашего ребёнка. Попробуйте разобраться с причинами их появления, а также помочь ребёнку познакомиться с различными эмоциями и с тем, как они появляются.

    Если произошла истерика, рекомендуются следующие тактики:

    >  если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять своё решение, лучше твёрдо сказать "нет" (конечно, в том случае, если запрет является действительно необходим);

    >  не рекомендуется в момент ярости ребёнка поднимать его с пола и насильно брать на руки;

    >  если ребёнок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Но любые нравоучения в этот момент будут преждевременными;

    >  не желательно во время истерики оставлять ребёнка одного. Это может быть небезопасно;

    >  однако, если взрослый сам находится в состоянии крайнего возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше всё же отойти от ребёнка;

    >  в момент наибольшей интенсивности приступа ребёнок может не слышать уговоров взрослых, но когда "эмоциональный накал" снизится, можно попробовать отвлечь ребёнка, переключить его внимание на какое-либо действие или предмет.

    А теперь несколько рекомендаций, касающихся того, как строить стиль своего поведения с вашим капризным ребёнком:

    >  своим поведением показывайте ребёнку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своём поведении;

    >  избегайте крайностей: нельзя позволять ребёнку делать всё, что ему заблагорассудится, но нельзя и всё запрещать, чётко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;

    >  уделяйте ребёнку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но и в тоже время объясните ребёнку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;

    >  помните, что для правильного эмоционального развития и обретения уверенности в себе ребёнку необходимо 8 - 10 ласковых и дружеских прикосновений родителей и нескольких одобрительных взглядов каждый день;

    >  поймите, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость или сочувствие. Не надо потакать ребёнку, на надо изменять своих требований, лучше, когда ребёнок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

     


      УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА

    Уверенное поведение можно охарактеризовать как «золотую середину» на отрезке, крайние точки которого именуются «агрессивное поведение» и «неуверенное поведение». Агрессия и неуверенность, имея в своей основе тревожность, не являются продуктивными способами самореализации, а, напротив, невротизируют человека и его окружение.

    Читать подробнее ...

    Уверенное поведение позволяет человеку без излишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом права других. Возможность действовать уверенно способствует возрастанию чувства самоуважения.

    !    Факторы, препятствующие формированию уверенности.

    Особенности воспитательного подхода, такие, например, как изнеживающие «оранжерейное» воспитание или чрезмерная требовательность и строгость к ребёнку, способствует формированию неуверенности и нерешительности, чрезмерной робости, пугливости, неумению отстаивать свои интересы, несамостоятельности, пассивности и беспомощности.

    Особенности личности самих родителей. Ребёнок растёт, подражая своим родителям. Имея перед глазами пример застенчивого, малообщительного или агрессивного взрослого, дети демонстрируют аналогичное поведение.

    Индивидуальные особенности ребёнка, такие, например, как повышенная тревожность и склонность к страхам, замкнутость, вызванная трудностями установления контактов, чрезмерная чувствительность к критике и неудачам.

    ! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос уверенным человеком, начните с себя. Практически каждый может приучить себя последовательно развивать навыки уверенного поведения и вместе с ними – чувство собственного достоинства. При этом человек приобретает опыт в разрешении конфликтов, не позволяя накапливаться гневу, раздражению, чувству вины.

    По мере роста уверенности улучшается самочувствие, отступают психосоматические симптомы (головная боль, расстройство желудка, удушье и т.д.), отпускает чувство тревоги, улучшается настроение.

    Вы достигли цели в формировании уверенного поведения, если Вы: говорите без заминки, естественным для себя тоном и достаточно громко; не избегаете смотреть на собеседника; охотно обсуждаете предложенную тему; открыто даёте знать о своих чувствах (гнев, любовь, сожаление…) и высказываете своё мнение (согласие или несогласие); считаете себя равным остальным и не причиняете боль ни себе, ни другим.

    ! Помогите своему ребёнку обрести уверенность в себе и усвоить навыки уверенного поведения. Старайтесь наполнить повседневное общение доверительностью: говорите ребёнку о своих чувствах и побуждайте его делать то же. Будьте внимательным слушателем. Любите ребёнка и демонстрируйте эту любовь. Повышайте самоуважение ребёнка. Интересуйтесь его мнением по поводу происходящего, высказывайте и демонстрируйте уважение права на свою точку зрения.

    Укрепляйте уверенность ребёнка а своих силах. Поощряйте проявления самостоятельности, показывайте, что вы цените и усилия, а не только результат. Помогите ребёнку достичь мастерства в каком-нибудь деле, которое ему особенно нравиться.

    Подавайте ребёнку пример конструктивных критических высказываний: постарайтесь преобразовать привычную критику из бесплодного обсуждения ошибок в конструктивные сообщения, отражающие ваши чувства к его потребностям: «когда ты делаешь…, я чувствую…, и я хотел бы, чтобы ты…»

    Если вам трудно быть образцом уверенного поведения, постигайте эту науку вместе с ребёнком: наблюдайте за поведением социально уверенных людей, обращайте внимание на «язык» их тела и их слова. Проконсультируйтесь с психологом, психотерапевтом, если вашего ребёнка терзают страхи или тревога, трудно даётся общение, и он страдает от этого. Обучите ребёнка навыкам персональной безопасности: объясните и убедитесь, что ребёнок усвоил, как вести себя в проблемных ситуациях (что делать, если он потерялся, как отвечать на звонки и обращения незнакомцев, просить о помощи окружающих и т.д.)

    Будьте ребёнку другом: пусть ребёнок чувствует, что если он поделится с вами своими трудностями, опасениями, то не будет осмеян, отвергнут, оставлен один, наказан, а вместе вы сможете справиться с любой проблемой.

        Чаще обнимайте ребенка.

        Удачи Вам и Вашему ребенку!

    Детский Фонд ООН ЮНИСЕФ


      ПОЧЕМУ ДЕТИ ЖАДНИЧАЮТ

    То, что мы называем жадностью, время от времени проявляется почти в каждом маленьком ребёнке: не поделился с конфетами с братом, не дал детям во дворе поиграть со своей новой машинкой.

    Но в детском возрасте это качество не бывает постоянным, оно не свойственно природе ребёнка и не рождается вместе с ним. Чаще всего жадность проявляется в определённой ситуации и возникает по какой-то причине. А иногда взрослые просто путают жадность с другими проявлениями детской натуры.

    Читать подробнее ...
    Ребёнок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желаний другого. Он эгоцентричен, и не только не понимает другого ребёнка, но и не умеет ему сопереживать.

     

    Эмоциональный механизм сопереживания появиться позже, в дошкольном возрасте. Лет после 3-х ребёнок может научиться делиться своими игрушками с другими детьми, понимая, что, если он не будет идти на уступки, его просто отвергнут.

    Но нежелание ребёнка расстаться с привлекательным для него предметом имеет куда более глубокие корни. В возрасте от двух до четырёх лет у детей происходит становление собственного «Я», развитие ощущения, что «я существую».

    Но так как самосознание малыша развито слабо, он постоянно нуждается во внешних подтверждениях своего существования. Поэтому ребёнку так важно его собственное место в доме (кроватка, место за столом), игрушки, личные вещи – они становятся как бы его частью, символ его самого. Если кто-то покушается на его вещь, ребёнок воспринимает это как угрозу собственной безопасности, как покушение на его личное пространство. Взрослым очень важно понимать это, и тогда в действиях ребёнка вы увидите не жадность, а естественное стремление отстоять себя и сохранить границы своих владений. Чувствительные и не очень общительные ребятишки и в более старшем возрасте не всегда могут воспринимать любимые вещи или игрушки отдельно от себя.

    Очень часто ребёнок жадничает именно с теми, к кому относится недоверчиво, недружелюбно или вовсе враждебно. Причём это могут быть не только сверстники, которые дразнят и обижают, или малознакомые дяди и тёти, но даже самые близкие люди, с которыми не сложились отношения. Бывает, жадность провоцируют каприз или плохое настроение.

    Что же делать для профилактики конфликтов?

    Если ребёнок не хочет давать свои игрушки другим детям, можно обратить внимание ребёнка на состояние того малыша, которому очень хочется поиграть с этой игрушкой. Желательно описать, что он может чувствовать. Можно спросить, хотелось ли когда-то вашему ребёнку чужую игрушку.

    Говорить ребёнку о том, что нужно быть щедрым – этого недостаточно. Ведь для малышей знать нравственные нормы – это ещё отнюдь не значит поступать в соответствии с ними.

    И здесь, безусловно, самую важную воспитательную роль играет пример взрослых.

    Не уставайте показывать сыну или дочери, что вы очень довольны, когда он даст вам порисовать вашими фломастерами, откусить кусочек яблока, побаюкать любимую куклу. Чем чаще вы будете поощрять ребёнка делиться с окружающими и хвалить его за проявление щедрости, тем охотнее он будет это делать.

    Помогите ребёнку найти укромное место, куда он может положить игрушки, которыми не хочет ни с кем делиться. Если к ребёнку собираются в гости друзья, заранее обсудите, какими игрушками они будут играть вместе, и отложите те, которые ребёнок боится сломать или которыми очень дорожит.

    Не берите на прогулку яркие, привлекательные для всех игрушки.

    Помните, что дети нуждаются в уважении к своему праву на собственность. Они не обязаны делиться со всеми своими вещами. Нельзя заставлять делиться тем, что принадлежит только ребёнку, без его желания.
    Если же конфликт уже разгорелся…

     

    …можно предложить детям поменяться игрушками, можно организовать совместную игру. Можно предложить детям «озвучить» проблему, то есть сказать словами, чего они хотят и не хотят.

    Отвлеките малышей, достаньте какой-нибудь яркий предмет или начните говорить тихим или необычным голосом.

    Если дети дерутся из-за игрушки, заберите её и дайте понять, что не вернёте до тех пор, пока они не договорятся, как будут играть с ней без драк и ссор.

    Не стоит обвинять ребёнка в жадности, как бы ни был вам неприятен его поступок. Это приведёт только к формированию чувства вины, а может вызвать реакцию упрямства: ну и пусть. Он и сам не заметит, как в следующий раз сделает всё назло. Чем чаще вы будете называть его жадиной, тем больше он будет склоняться к мысли, что он плохой и его никто не любит.

    Детский Фонд ООН ЮНИСЕФ


      ДЕТИ И КОМПЬЮТЕР

    Компьютер для ребёнка – это вред или польза!

    Компьютер – венец человеческой мысли XXвека, на него возлагаются надежды на грядущие успехи человечества в новом тысячелетии. Как же это отражается на молодом поколении, которое и будет достигать этих успехов? Когда родители позволяют ребёнку пользоваться компьютером, они должны учитывать следующее.

    Читать подробнее ...
    Положительные аспекты!

     

    Работа на компьютере может принести большую пользу в процессе обучения ребёнка. В компьютере информация подаётся динамично, красочно, текст сочетается с картинками и графиками, используется мультипликация, происходит воздействие цвета и звука, задействуется много ассоциативных связей.

    Всё это положительно влияет на эмоциональную и волевую сферы психики ребёнка, стимулирует подвижность высшей нервной деятельности, развивает внимание и точность.

    Ещё один из положительных аспектов, связанных с использованием компьютера в процессе обучения – это изменение отношения к своим ошибкам. На бессознательном уровне у человека существует желание избегать ошибок, а при наличии негативного опыта в прошлом, связанного с совершением ошибок, - и страх перед ошибкой. Вместе с тем, страх совершить ошибку парализует творчество, стремление осваивать новое. Найдя какие-то стандартные решения, ребёнок перестаёт искать новые варианты, так как ошибки сопровождаются негативными эмоциями. В условиях общения с компьютером ошибки легко исправляются и начинают выполнять основную положительную функцию – они не дают сбиться с правильного пути. Отрицательным моментом здесь является то, что, привыкнув к лёгкости в исправлении ошибок в работе с компьютером, ребёнок может перенести эту привычку в полной мере на жизнь и приобретёт склонность необоснованно рисковать и вести себя безответственно.

    Логические и стратегические игры, использующие национальный калорит, исторические события, способствуют развитию творческих способностей, использованию стратегического и тактического мышления, знакомят с традициями различных народов и разными культурами.

    Отрицательные аспекты!

    При игре на компьютере происходит настолько сильная концентрация внимания человека на действии, происходящем на экране, что развивается своеобразный транс и теряется ощущение реального времени. Возникает проблема «зависания на компьютере», когда ребёнок по нескольку часов не может оторваться от экрана. При частом повторении подобных ситуаций возникает угроза возникновения компьютерной зависимости.

    Если используются низкопробные игры, сюжеты которых включают только погони и убийства, где в роли жертв выступают люди, то может резко снизиться психологический барьер на подобные поступки. Когда подобные игры используются часто и подолгу, такое отношение к насилию становится бессознательным и может резко снизить ответственность ребёнка при совершении каких-то проступков в реальном мире.

    Проблема общения!

     

    Для нормального психического и социального развития ребёнку необходим опыт общения с людьми: это является основой понимания других людей, себя, своего места в мире и самого мира. Психика нуждается в общении с людьми разного пола и возраста, разных социальных групп и национальностей. Общение должно быть достаточно длительным и разнообразным. В каком же положении окажется психика ребёнка, если единственным другом у него окажется компьютер.

    Медицинский аспект!

     

    При работе на компьютере обязательно должны соблюдаться санитарные нормы, иначе вред от компьютера превысит пользу. При длительной работе перед монитором перегрузку испытывают зрение, позвоночник, некоторые группы мышц спины, мышцы рук, происходит переутомление, а при многочасовой работе – и истощение нервной системы. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий, необходимо делать перерывы на 10 – 15 минут через каждые 45 минут (для старшеклассников), для младших школьников время работы на компьютере не должно превышать 30 – 40 минут, а для старших дошкольников время работы на компьютере не должно превышать 10 – 15 минут.

    В заключение можно сказать следующее: так же, как родители заботятся о качестве и достаточном количестве питания ребёнка, им следует заботиться о качестве и количестве потребляемой ребёнком «компьютерной продукции»; приучить ребёнка с детства к обучающим и развивающим играм, не допускать использование низкопробных игр и следить за временем, которое ребёнок проводит за компьютером.

    Городской детско-подростковый психоневрологический диспансер.


      ВОЗРАСТ УПРЯМСТВА, ИЛИ О КРИЗИСЕ 3-Х ЛЕТ

    Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, а вы, уже немного отдохнув от бессонных ночей, начали ощущать всю радость материнства (или отцовства), как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно делать.


         Что же случилось с хорошим ребенком? Отчего он "испортился" и испортился ли? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте попробуем разобраться в сути и причинах кризиса трех лет.

    Читать подробнее ...
    Кризис трех лет характеризуется целым рядом поведенческих проявлений, которые получили особое название - "семизвездие кризиса трех лет", в него входят 7 основных симптомов этого возраста

      

    Негативизм – это нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания, так как в этом случае ребёнок отказывается выполнять требования взрослого потому, что он не хочет делать что-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив непослушания – нежелание выполнять предложенное взрослым. Мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания.

    Упрямство – ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает так потому что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.

    Строптивость – наиболее ярко проявляется в период кризиса трёх лет. В отличие от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни.

    Своеволие – проявляется в стремлении ребёнка к самостоятельности, в желании всё делать самому.

    Это основные симптомы кризисных периодов. Несмотря на различную направленность – эти поведенческие проявления имеют одну и ту же основу – потребность ребёнка в социальном признании, стремление к самостоятельности. Наряду с основными, выделяют ещё три дополнительных симптома кризиса.

    Это протест-бунт, когда поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порою совершенно незначительному поводу.

    Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.

    В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом – деспотизм, когда ребёнок стремиться проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, это симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу – детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи. 

     

    Теперь, когда мы обсудили, как проявляется кризис трех лет, давайте попробуем разобраться в причинах его возникновения.   


         Во-первых, к 3 годам организм ребенка обычно достигает достаточного развития для того, чтобы малыш мог быть самостоятельным. Его познавательные интересы также совершенствуются, отчего он становится "исследователем" окружающего мира, в том числе и своих собственных возможностей.

    Естественным следствием такого "созревания" становится желание все делать самому и протест против родительской помощи и запретов, как ограничений активности.


     Во-вторых, считается, что именно в возрасте трех лет "рождается" личность ребенка. Конечно, его личность формировалась и в раннем детстве, но примерно в этот период ребенок психологически "отделяется" от родителей, осознает себя отдельным существом. И вот уже фраза "Я сам" надолго закрепляется в словаре ребенка.

     

    Чтобы усилить свое "Я", малыш нуждается в независимости, но основной конфликт этого возраста в том, что одновременно с этим он продолжает быть зависимым и отчаянно нуждается в поддержке и любви взрослых. Фактически, маленькому упрямцу больше всего надо, чтобы родители признали его самостоятельность и при этом, продолжили любить и заботиться о нем.

         В-третьих, взрослым важно помнить, что часто яркие проявления кризиса трех лет связаны с тем, что родители вовремя не заметили того, что ребенок вырос, что пора многое менять в общении с ним. Следствием этого является "революция снизу", показывающая "верхам" невозможность жить по старым правилам.


      КРИЗИС 7 ЛЕТ

    Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребёнок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении.

    На границе дошкольного и младшего школьного возраста  ребенок проходит через очередной возрастной кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

    Негативный характер развития проявляется в симптомах кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм. 

    Читать подробнее ...

    Причины  кризиса 7 лет. Причина  кризиса состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен.

    Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъ­екта в мире предметов. Произнося «я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осо­знанию своего места в мире общественных отношений. Он откры­вает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

     Кризис 7 лет — это период рождения  социального «Я» ребенка.

    Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятель­ности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что  связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увле­чением играет, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

     

    В кризисный период происходят глубокие изменения эмоциональной   сферы ребенка. Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок четырех лет, были мимолетными, ситуативными, не оставляли замет­ного следа в его памяти. То, что он периодически сталкивался с неудачами в каких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей внешности и испытывал по этому поводу огорче­ние, не влияло на становление его личности.  Лишь немногие дошкольники приобретают высокий уровень тревожности и заниженные представления о себе; чтобы  это произошло, в семье должна быть особая атмосфера недоволь­ства и высокой требовательности. И, наоборот, в обстановке захваливания и восхищения вырастают дети с непомерно высокой даже для дошкольного возраста самооценкой; их тоже мало. Все эти случаи — результат усвоения постоянно повторяющейся оценки близких взрослых, а не обобщения собственного эмоциональ­ного опыта. 

    В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении), каждый раз  переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчиво­го аффективного комплекса — чувства неполноценности, уни­жения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной зна­чимости, компетентности, исключительности. Конечно, в даль­нейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некото­рые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний.

    Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.  Ребёнок уже может  адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных послед­ствий. Оно исключает им­пульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благо­даря этому механизму утрачивается детская непосредствен­ность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. 

    Какие выводы можно сделать:

    Первое. Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех людей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других более бурно и очень болезненно.

    Второе. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более взрослым отношениям с окружающими.

    Третье.  Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.

    Четвёртое. Проявление кризиса в 6 – 7-летнем возрасте говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе

       

    КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ СЕМИ ЛЕТ.

    1. Прежде всего необходимо помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

     

    1. Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.

     

    1. Измените своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно относитесь к его мнениям и суждениям, постараетесь его понять.

     

    1. Тон приказа и назидания в этом возрасте мало эффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий.

     

    1. Если ваши отношения с ребёнком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твёрдое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.

     

    1. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

         

        


          


      РЕБЁНОК АКТИВНЫЙ И ГИПЕРАКТИВНЫЙ.. В ЧЁМ РАЗНИЦА?

    Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит.

    Читать подробнее ...
    Итак, Активный ребенок:

     

    - Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать – может и книжку с мамой почитать, и те же пазлы собрать. 

    - Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов. 

    - Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение. 

    - Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный в садике, в гостях у малознакомых людей. 

    - Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

     

    Гиперактивный ребенок:

    - Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. 

    - Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. 

    - Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

    -  Ребенок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. 

    - Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

     

    Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности?

     

     Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами – очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.

     

    А также воспользуйся такими советами: 

    - Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой. 

    - Научить ребенка управлять собой – ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать. 

    - В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. 

    - Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы. 

    - Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр.). 

    - В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку. 

    - "Движение – это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. 

    - Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. 

    - Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть – не заставляйте его! 

    - Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него – просто панацея. 

    - Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца. 

    - И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите. 

    Гиперактивность – это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.

     


      ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ

    Агрессивное поведение в обществе считается неприемлемым. Однако в разных культурах степень ограничения агрессии сильно различается. Если вдуматься, в природе именно агрессивность помогает многим животным выжить в условиях естественного отбора. В человеческих отношениях агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Бороться с трудностями, покорять природу, мериться силами — все это социально одобряемая и поощряемая форма агрессии, без которой был бы невозможен прогресс.

    Читать подробнее ...

    Люди, многого добившиеся в жизни, как правило, не лишены агрессивности, которую можно назвать конструктивной. Она побуждает активно добиваться своих целей, дает энергию и уверенность в себе. Такие люди могут сделать для общества много хорошего. Мы же поговорим об агрессивности разрушительной, деструктивной, портящей жизнь и самому ребенку, и его близким.

    Агрессивность обнаруживается очень рано — в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста — малышу в чем-то отказывают, и это его раздражает. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность — это реакция борьбы, так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.

    Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль. Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками), а также с появлением опыта взаимодействия в игровых ситуациях. К тому же к 6—7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других.

    ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

    Существует несколько видов детской агрессии. Ребенок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи, и вербальную — оскорблять окружающих, ругаться. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль, находя в этом какое—то утешение.

    Ребенок бьет окружающих

    Каждый ребенок в своей жизни хоть раз толкнул или стукнул другого. Рукоприкладство на детской площадке надо пресекать сразу, терпеливо объясняя ребенку, почему не следует толкаться или вырывать из рук игрушки. Следует с самых первых «выходов в свет» учить ребенка социально приемлемым способам разрешения конфликтных ситуаций.

    Родителям следует строго сказать ребенку, что так делать нельзя. Необходимо также проследить, не слишком ли часто они прибегают к телесным наказаниям. Если их нельзя избежать — пусть они будут самой крайней мерой. Надо стараться, как можно чаще объяснять ребенку правила поведения на словах.

    ВНИМАНИЕ, РОДИТЕЛИ! Если же ребёнок считает, что агрессия является единственным способом добиться своего, или бьет слабых и беззащитных, чтобы самоутвердиться, то необходимо обратиться за помощью к специалисту.

    Ребёнок портит вещи.

    Самый «разрушительный» период у малышей начинается после года и продолжается примерно до двух лет. В этом возрасте ребенок обычно действует не злонамеренно — он творит, конструируя новую реальность, меняя своими действиями привычное положение вещей. Но бывает, что уже годовалый ребенок стремится что-то сломать, когда сердится или обижен. Например, он гневно бросает игрушку на пол в досаде, что не может научиться с ней обращаться. Или, устав от бесконечных запретов взрослых, рвет на части свою тряпочную зверушку, срывая на ней свою злость на родителей.

    Родителям не следует сразу же заменять сломанные ребенком вещи новыми, лучше оставить повсюду обломки, чтобы малыш видел последствия своего поведения. Маленьким детям следует иногда давать игрушки, которые они смогут разбирать и собирать, чтобы удовлетворить свое любопытство. Если ребенок часто ломает игрушки в приступе раздражения или из озорства, родители должны как можно мягче дать ему понять, что недовольны и сердятся.

    ВНИМАНИЕ, РОДИТЕЛИ! Если никак не реагировать на такие поступки, то ребенок может принять попустительство за молчаливое одобрение. Но и силой принуждать малыша к повиновению не стоит, иначе можно вызвать у него стремление еще больше ломать.

    Если ребенок, например, что-то сломает в чужом доме, нужно извиниться перед хозяевами при малыше и объяснить ему, почему все не одобряют его поступок.

    Ребенок причиняет себе боль.

    По наблюдениям специалистов, некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют свою агрессию на самих себя. Создается впечатление, что ребенок хочет причинить себе боль или даже уничтожить себя.

    Иногда родители с ужасом наблюдают, как их малыш бьется головой о стенку кроватки. Более старшие дети способны в буквальном смысле рвать на себе волосы, а в подростковом возрасте у таких детей могут быть суицидальные попытки. Подобное поведение психиатры называют самоагрессией или аутоагрессией. Оно вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: мол, вот как мне плохо или вот как я мало себя ценю. В любом случае лучше как можно раньше обратиться за консультацией к клиническому психологу или психиатру.

    МАЛЕНЬКИЕ  АГРЕССОРЫ КТО ОНИ?

    Некоторые дети часто отбирают у других малышей игрушки, толкаются, дерутся, они очень подвижные и шумные. Никакие призывы «вести себя хорошо не помогают. А если родители пытаются утихомирить такого разбушевавшегося ребенка силой, он начинает истошно вопить, топать ногами, брыкаться, даже кусаться. Это, так сказать, внешний портрет маленького агрессора. Но что же заставляет его так себя вести, что творится в его душе? Поняв это, мы сможем помочь ему и свести агрессивное поведение к минимуму.

    Личностные особенности

    Маленькие агрессоры всегда испытывают трудности в общении с родными и сверстниками. Они изначально отличаются от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Им свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Они в меньшей степени реагируют на похвалу и поощрение. Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. Они нередко наделены лидерскими чертами и бунтуют против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле.

    Агрессивный ребенок не умеет отстаивать свои интересы, в споре не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, спорную вещь отнимает, ругается, требует, хитрит, плачет. Он не умеет проигрывать, а если это случается, злится, обижается, отказывается от игры, при этом неудачи надолго выбивают его из колеи.

    Эмоциональная неудовлетворенность часто заставляет таких детей искать удовлетворения в причинении боли окружающим — они мучают животных, издеваются над другими детьми, оскорбляют их словесно и действием, ябедничают. И тем самым обретают внутреннее равновесие.

    Ребенок, испытывающий подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих

    Серьезное отставание в учебе может быть, как следствием, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи отмечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, у них низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которое может перерасти в протест, агрессивное поведение.

    КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ

    Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку.

    Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенности в родительской любви способствует более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

    Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

    Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение.

    ВНИМАНИЕ, РОДИТЕЛИ! Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

    Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.

    Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков — это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

    Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми. Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.

    Как помочь ребенку стать менее агрессивным

    Самое главное, научить ребенка разряжаться — избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».

    Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию. Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.

    Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Бывает, что очень вспыльчивый ребёнок старается сдерживаться на людях (например, в школе), но дома он срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сёстрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается еще больше, и следующий срыв бывает более бурным и продолжительным. Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева.

    • Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

    • Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.

    • Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти — это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.

    • Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

    Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

    • обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

    • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;

    • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;

    • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;

    • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

     

    * **

    Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением), оказывая воздействие на социальное развитие своих детей. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как преступники. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.

    Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

    Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними самостоятельно.

    Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и боевики — ребенок тоже их полюбит. А если бить собаку на глазах у ребенка, нечего удивляться, что через некоторое время он начнет мучить животных, а потом и людей. Дети — максималисты, и, получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва.

    ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛИ! Только личным примером, развивая у ребёнка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, может противостоять волне агрессии, захлёстывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и журналов.