Готовимся к школе

    Главная  Родителям    Советы психолога    Готовимся к школе

      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

    Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

    Читать подробнее ...

    Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

    Прежде всего у ребёнка должно быть желание идти в школу.

    У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение.

    Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

    И, пожалуй, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

    Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы уверенным в своих силах, Учение будет для него не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

    ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ?

     Современное начальное обучение требует хорошей дошкольной подготовки. За основу готовности к школе принимается некоторый необходимый уровень развития ребёнка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

    Конечно, не любой ребёнок может пойти в школу и с лёгкостью учиться в ней. Дело в том, что путь развития каждого человека индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то наоборот, начинает говорить целыми фразами, да ещё запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с разным багажом знаний, умений, опыта. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, но к моменту поступления в школу важнее иметь не сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность к обучению.

    Самое главное для будущего первоклассника – это здоровье: хорошая осанка, зрение, правильная речь.

    Второй важный момент – желание учиться. Постарайтесь таким образом настроить вашего ребёнка, чтобы он с радостью пошёл в школу, и учился бы в дальнейшем с интересом.

    Перед школой у ребёнка должны быть сформированы такие качества, как умение слушать взрослого, выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, уметь ладить со сверстниками, содержать в порядке своё рабочее место.

    Научите ребёнка правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовать незатейливые рисунки, лепить, пользоваться ножницами. Очень важно умение рассказывать по картине – это хорошо развивает речь, внимание. Проверьте, знает ли ваш малыш стихи, умеет ли их читать.

    Важно не путать интеллектуальное развитие ребёнка и его обученность. Обученность – это те умения и навыки, которым ребёнка обучили. Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребёнка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Например, на момент поступления в школу ребёнок хуже читает одноклассников, так как его этому не обучали, но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.

    Обученность может облегчить жизнь ребёнку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в определённый момент резерв обученности истощится – на старых запасах, далеко не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить своё внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

    Для будущего первоклассника очень важно развитие социальных умений и навыков. Ведь школа – это дисциплинирующая система, которая опирается на принцип принуждения. Потому что ребёнку здесь говорят: «Ты должен!» (должен высидеть спокойно 45 минут, должен сделать домашнее задание, должен выучить стихотворение, должен ответить на вопрос и т. д.) От таланта учителя, от школьной атмосферы зависит, насколько это принуждение тягостно и травмирующее действует на ребёнка. Но при этом в самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребёнок не сможет успешно учится, если ему не знакомо слово нельзя. Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать себя сам.

    Ещё одним важным качеством должен обладать ребёнок к моменту поступления в школу – известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей. Часто можно видеть, как мать или бабушка одевают, обувают первоклассника, несут вслед портфель с книжками. Им невдомёк, что, освобождая своих детей от трудовых усилий, они нарушают один из важных принципов воспитания: не делай за детей то, что они в состоянии сделать сами. 


      ТЕСТ "ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ?"

    Для того чтобы у вас было хотя бы примерное представление, готов ли ваш малыш к школе, проверьте его с помощью предлагаемого теста:

    Читать подробнее ...

    1.Что отвечает ваш ребёнок на вопрос, хочет ли он учиться в школе?

    а) нет – 0 баллов;

    б) не знаю – 1 балл;

    в) очень хочу, скорее бы в школу – 2 балла;

    2. Если хочет, то какие тому называются причины (причина может быть одна или несколько):

    а) хочу новый портфель, красивые тетради, ручку – 0 баллов;

    б) хочу быть школьником, важным и самостоятельным, слушаться учительницу, чтобы мной все были довольны – 1 балл;

    в) хочу всё знать, всё изучить, всё понять – 2 балла;

     

    3. Испытайте на прочность познавательную потребность малыша. Для этого поставьте на стол несколько не самых ярких детских игрушек и предложите ребёнку рассмотреть их в течение минуты.

    Далее предложите ребёнку послушать интересную и новую для него сказку. На самом интересном месте прервитесь и спросите малыша, что в данный момент ему больше хочется: поиграть с игрушками или дослушать сказку до конца.

    а)  выбирает игрушки – 0 баллов;

    б)  выбирает сказку – 1 балл.

          

    4. Поиграйте с ребёнком и его друзьями в «Школу». Присмотритесь к своему малышу: какую роль он выбирает, какими видами деятельности предпочитает заниматься:

    а) выбирает роль учителя, а не ученика, вся «Школа» сводится к переменам, приходу и уходу из школы, в крайнем случае, иногда случается физкультура или рисование – 0 баллов;

    б) выбирает роль ученика, а не учителя и играет в школу по-настоящему, то есть проходит учебные предметы: письмо, чтение, решение примеров – 2 балла.

         

    5. Может ли ваш ребёнок умерить свою непосредственность и сознательно подчинить свои действия какому-то правилу или требованию? Попросите его закрыть глаза и не подглядывать, пока вы готовите для него новую игру или какой-нибудь сюрприз. Может ли он выдержать 5 – 7 минут такого тягостного ожидания?

    а) легко – 2 балла;

    б) с трудом пересиливая себя, но может – 1 балл;

    в) не может – 0 баллов.

     

    6. Умеет ли будущий школьник внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме? Предложите не слишком привлекательные для него задания:

    а) умеет выполнять любые, даже самые неинтересные для него задания – 2 балла;

    б) умеет выполнять только очень привлекательные для себя задания – 1 балл;

    в) не умеет – 0 баллов. 

     

    7. Нарисуйте какой-нибудь узор из геометрических фигур и попросите ребёнка нарисовать такой же по образцу. Как ребёнок с этим справиться?

    а) достаточно точно воспроизведёт все детали – 2 балла;

    б) перерисует неплохо, но с небольшими погрешностями, неровностями – 1 балл;

    в) совсем плохо справится с заданием – 0 баллов.

     

    8. Ваш ребёнок имеет благоприятный опыт общения со сверстниками: посещал детский сад или общался с детьми во дворе. Он тянется к сверстникам, находит взаимопонимание, не дерётся.

    а) да – 1 балл;

    б) нет – 0 баллов.

     

    9. Добавьте премиальные баллы, если ребёнок уже:

    а) читает – 1 балл;

    б) пишет – 1 балл;

    в) считает и решает простейшие примеры – 1 балл.

     

    10. Вы много играете с ребёнком в специальные развивающие игры, правильно учите читать, писать, считать:

    а) на это не хватает ни времени, ни сил – 0 баллов;

    б) время от времени и не по каким-то там методикам, а как получится – 1 балл;

    в) постоянно занимаемся, в курсе всех новинок литературы – 2 балла.

     

    Каковы результаты?

     0 – 5 баллов – ребёнок ещё совсем не готов к обучению в школе. Если ему уже скоро шесть, то обратите пристальное внимание на его подготовку. Полезно будет также посетить психолога.

          

    6 – 14 баллов – ваш малыш ещё «подготовишка». Перечитайте свои ответы, посмотрите, что больше «хромает» - мотивация малыша или его навыки и умения. А возможно всё дело в вас (10 вопрос)?

     

    15 – 20 баллов – ребёнок уже готов выдержать нелёгкий школьный труд. Но это не значит, что родителям можно тут же прекратить все развивающие занятия и игры с ним, продолжайте в том же духе!

     

     


      СКОРО В ШКОЛУ...

    Этой осенью или через год ваш ребенок переступит порог школы. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

    Читать подробнее ...

    В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

    1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого

    Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.

    Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.

    Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.

    Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

    2. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

    Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить вам).

    Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!

    И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

    3. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

    Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно‚ добудиться утром и быстро собрать в детский сад.

    В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

    4. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

    Стремите к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

    Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

    Предложит ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.

    Дайте ребёнку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

    5. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

    Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

    6. Хороши манеры ребенка — зеркало семейных отношений

    «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

    7. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

    Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?», или сам займет очередь к специалисту.

    8. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

    Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

    Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

    9. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.

    Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

    10. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

    Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

    Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

    Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

    Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

    Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова- надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.

    Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

    11. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

    Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса.

    Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

    Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.

    Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

    Учите ребёнка чувствовать.

    Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.


      ВНИМАНИЕ

    Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь-то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Внимание – это сосредоточенность человека на каком-то предмете, событии, образе, слове. Внимание может быть сосредоточенным и рассредоточенным, избирательным и целенаправленным, устойчивым и рассеянным.

    Читать подробнее ...

    Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах.

    Ведь обучение ставит перед ребёнком новые задачи, непохожие на те, которые он привык решать во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. А для этого необходимо его специально тренировать.

    К концу дошкольного возраста начинают появляться зачатки произвольного внимания. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного.

    ИГРЫ НЕ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

    Барыня прислала сто рублей

    Эта игра воспитывает у ребёнка сосредоточенность. Играть можно и в большой группе, но более эффективна игра вдвоём. Взрослый обращается к ребёнку.

    Барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите. Чёрный, белый не берите. «Да» и «нет» не говорите! 

    После этого взрослый начинает вести с ребёнком беседу, провоцирующую использование одного из «запрещённых» слов: «чёрный», «белый», «да», «нет». Беседа принимает примерно такой характер:

    -                        Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк?

    -                        А видел ли там медведя?

    -                        Он был чёрный или белый?

    Беседа продолжается до тех пор, пока не проскользнёт «запрещённое» слово. Тогда участник отдаёт свой фант, для выкупа которого он должен выполнить отдельное задание.

      

    Палочки

     Это своеобразная игра – тест. Для этой увлекательной игры понадобятся 30 – 40 палочек. Взрослый показывает фигурку, сложенную из палочек, и через 1 – 2 секунды накрывает её листом бумаги. Ребёнок должен сложить точно такую же фигуру, не подглядывая. Затем проверить свою фигуру с образцом, исправить и подсчитать ошибки.

    Первая фигурка – домик. Затем предлагаете несколько фигурок одновременно – звёздочку, снежинку, ёлочку.

      

    Запомни и нарисуй

     Покажите ребёнку нарисованную фигурку на 1 – 2 секунды. Затем закройте её. Показывайте один раз. Ребёнок должен нарисовать фигуру как можно точнее по форме, размеру, расположению на карточке. Пусть он сам найдёт ошибки и исправит их.

      

    Повтори быстро

     Вы договариваетесь с ребёнком, чтобы он повторял за вами любые слова только тогда, когда вы произносите слово «повторите». Далее идёт быстрый диалог – «перестрелка»:

    -Ну, начали! Повтори – «стол», повтори – «окно», скажи – «улица», быстро – «кошка», вслух – «дым» и т. д.

      

    Упражнение на развитие устойчивости внимания

     Дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву (например, “а”).

    Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.

    Если вы делали всё правильно, то должно быть улучшение результатов.

    Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Фиксируйте время и ошибки.


      ПАМЯТЬ. КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ.

    Роль памяти в жизни ребёнка трудно переоценить. С её помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребёнок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно. 

    Читать подробнее ...

    Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на плохую память ребёнка, особенно в 1-м классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т. д.

    В то же время родители говорят, что их ребёнок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать очередной сериал.

    Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

    К 6 годом жизни у ребёнка начинает формироваться произвольная память. Правда, к произвольному запоминанию малыши обращаются в редких случаях. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе.

    На первоклассника обрушится лавина сведений, правил, заданий, большинство из которых вовсе не будут яркими, впечатляющими и интересными, чтобы они могли запомниться непроизвольно. Ему необходимо будит производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определённые приёмы.

    А этому можно и нужно заранее научиться.

    КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ.

     

    Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствует разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, рассказов, наблюдения во время прогулок.


    Чаще разучивайте стихи с ребёнком. Это прекрасное занятие не может быть лишним, ни в каком возрасте и, помимо общеразвивающего эффекта, помогает привить ребёнку литературный вкус и способствует сближению членов семьи. Начинать следует со стихов хорошего ритма и яркого содержания.

    Чтобы заучивание стихотворений не казалось нудным и трудным занятием, попробуйте превратить этот процесс в игру или состязание.

    Например, вы читаете четверостишие без последнего слова, а он должен догадаться, какое это должно быть слово. Затем вы читаете это же четверостишие ещё раз, но уже без двух слов, потом трёх слов и т. д. Недостающие слова должен называть ребёнок. Так постепенно ему нужно будет назвать все слова стихотворения, т. е. фактически выучить его наизусть.

    Или попробуйте разыграть стихотворение в виде маленького спектакля. В процессе инсценировки не скупитесь на эмоции. Покажите спектакль своим близким.

    Для того чтобы превратить заучивание стихов в состязание, необходимо как минимум два участника. Предложите им посоревноваться, кто быстрее выучит стихотворение из 4 – 6 строк. Причём, скорость будет измеряться не в минутах и секундах, а в количестве повторений. Кто первый повторит всё стихотворение без единой ошибки, тот и выиграет состязание.

    Запомни рассказ – ещё одна игра на словесно-логическую память. Для неё можно использовать любой детский рассказ или сказку. Главное, чтобы они были интересными и небольшими. Предупредите ребёнка, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить всё, даже очень незначительные подробности рассказа. Затем предложите ребёнку пересказать как можно подробнее. Обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если ребёнок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы.

    Игра "Каскад слов"

     Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т. д. Если ребёнок не может повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других. И так до тех пор, пока ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

             Например:

    1. огонь
    2. дом, молоко
    3. конь, гриб, игла
    4. петух, солнце, асфальт, тетрадь
    5. крыша, пень, вода, свеча, школа
    6. карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб
    7. орёл, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын
    8. гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд и т. д.

    Список слов можно подготовить заранее.

    То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его кратковременной слуховой памяти.

    Ребёнок 6 – 7 лет правильно воспроизводит ряд из 5 – 6 слов.

    Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему вспомнить эти слова. Ребёнок сам выбирает, что и как он будет рисовать.

     

    Игра "Я – фотоаппарат"

    Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.

    Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

    Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.


      РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

    Интеллектуальная готовность к обучению в школе  связана с развитием мыслительных процессов.    При поступлении в школу мышление   должно быть развито и представлено во всех трех основных формах:  наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. 

    У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных.   Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существен­ные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. 

    Читать подробнее ...

    Основная форма мышления в среднем и старшем дошкольном возрасте – наглядно-образная.

    Но уже к трёхлетнему возрасту у ребёнка складывается способность к обобщению.

    К четырём годам дети овладевают умением сопоставлять предметы по длине, высоте, ширине, начинают ориентироваться в пространстве и времени, различают времена года.

    Пятилетние дети успешно составляют из картинок группы предметов: овощи, мебель, одежду и др. Однако возможны и ошибки.

    Шестилетние дети уже могут считать до 10 – 20, а некоторые и до 100, овладевают сложением и вычитанием. У детей уже есть представление о делении на равные части, о понятиях меньше и больше, они запоминают последовательность дней недели, месяцев.

    Следовательно, к концу дошкольного периода уже формируются элементы логического мышления, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

    И здесь обязательно потребуется помощь родителей и воспитателей.

     

    " Назови одним словом"

    Вы называете три слова, относящиеся к одной группе, а ребёнок должен назвать их одним обобщающим понятием.

             Например:

    1. молоток, пила, рубанок - … (инструменты);
    2. суп, каша, котлета - … (еда);
    3. юла, пирамидка, кукла - … (игрушки);
    4. компот, сок, чай - … (напитки);
    5. рояль, скрипка, гитара - … (музыкальные инструменты);
    6. орёл, коршун, сокол - … (хищные птицы);
    7. сосна, кедр, ель - … (хвойные деревья);
    8. коньки, лыжи, деревья - … (спортивный инвентарь);
    9. персик, абрикос, апельсин - … (фрукты);

     

    "Придумай предложение"

     Игра для упражнения способности к синтезу и свободы речи. Взрослый называет слово и просит ребёнка придумать предложение, в котором было бы это слово. Например, слово "луна". Ребёнок: "Взошла луна на небосклон". И т. д. Предложений может быть несколько.

    Можно взять и большее количество слов. Задание состоит в том, чтобы, используя два или три заданных слова, составить как можно больше осмысленных предложений.

             Вот примеры слов:

    1. автомобиль, мокрый, пастух;
    2. подушка, весёлый, жевать;
    3. мальчик, лужа, поезд;
    4. стол, окно, ваза и т. д.

     

    "Найди лишнее слово"

     Назовите ребёнку серию из 3 – 4 слов, которые являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

    Предложите ребёнку определить слово, которое является "лишним".

    1. яблоко, слива, огурец, груша;
    2. молоко, творог, сметана, хлеб;
    3. лето, зима, среда, весна;
    4. ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
    5. платье, свитер, шапка, рубашка;
    6. берёза, дуб, сосна, орешник;
    7. книга, телевизор, радио, магнитофон;
    8. волк, лиса, собака, белка.

     

    "Один и много"

     Вы называете один предмет, а ребёнок во множественном числе, например:

    Книга – книги, собака – собаки, дерево – деревья, ухо – уши, морковь – моркови, стул – стулья, окно – окна, ножницы – ножницы…

    Если ребёнок не допустил ошибок – поздравляем вас. Если он сделал

    1 – 2 ошибки – надо заниматься дальше.

     

    "Всё наоборот"

     Предложите ребёнку игру: "Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький".

             Можно использовать следующие слова:

             весёлый – грустный,                     быстрый – медленный,

             красивый – безобразный,              пустой – полный,

             худой – толстый,                           умный – глупый,

             трудолюбивый – ленивый,             тяжёлый – лёгкий,

             трусливый – храбрый,                   белый – чёрный,

             твёрдый – мягкий,                         шершавый – гладкий,

             плакать – смеяться,                        опускаться – подниматься,

             открывать – закрывать,                 ночь – день,

             левый – правый,                             близко – далеко,

             наверху – внизу,                             тонкий – толстый и т. д.

     

    "Сравни"

    Игра, направлена, на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Для игры необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих предметы или явления.

             Например:

             Роза и тюльпан,                              тетрадь и книга,

             Заяц и волк,                                     молоко и вода,

             Сосна и каштан,                              море и океан и т. д.

    Назовите ребёнку одну из пар и попросите определить, чем отличаются и чем похожи заданные предметы. Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия?

            

    "Описание предмета"

     Назовите ребёнку любой предмет и попросите рассказать о нём всё, что он знает. Например, лимон – это фрукт овальной формы, жёлтого цвета, кислый на вкус. Подъёмный кран – это специальный механизм (машина) который, поднимает тяжести наверх. Он помогает строителям строить высокие дома. Кукла – это игрушка похожая на человека и т. д.


      ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК

    Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого:

    - во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений;

    - во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук;

    - в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.

    Читать подробнее ...

    В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. 

    Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого недостаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в дошкольном учреждении, но и дома.

    Интерес к графической деятельности у детей начинает развиваться достаточно рано — на втором году жизни, когда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге. Начиная с этого возраста родителям необходимо поддерживать интерес своего ребенка к этим занятиям:

    - создать необходимые условия (бумага, карандаши и другие «рисующие» предметы);

    - обеспечить усложнение графических упражнений, ставя перед ним новые, более трудные задачи;

    - формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание пишущего предмета, выполнение линий различной формы и т.д.);

    - активизировать интерес ребенка к графической деятельности («Напиши «письмо» бабушке»;

    - включение графических упражнений в сюжетную игру: выписывание рецептов в игре в больницу, ведение бортового журнала в игре «Морское плавание»;

    - демонстрация заинтересованности занятиями ребенка).

    Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

    При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

    Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

    — массаж кистей рук;

    — пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

    — лепка из глины;

    — выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);

    — выполнение «закручивающих> движений (закручивание гаек в конструкторе);

    — специальные упражнения для подготовки руки к письму.

    Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Специалисты не рекомендуют обучать дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.

    Умения, необходимые для выполнения графических упражнений нужно формировать с раннего детства. Особое внимание следует обращать на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.