Физкультура и спорт

    Главная  Родителям    Физкультура и спорт

      ЗДОРОВЬЕ В ПОРЯДКЕ - СПАСИБО ЗАРЯДКЕ!

    Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач современного общества. Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным, крепким. Фундамент здоровья закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от вас, родители, от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Поэтому прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура.

    Читать подробнее ...

       Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой, он сам стремится двигаться и охотно выполняет все новые и новые задания.

       С детьми надо заниматься физическими упражнениями несколько раз в день. Утренние упражнения — сразу после сна, в результате чего «разминаются» мышцы, улучшается кровообращение в тканях. Зарядка помогает малышу быстро стряхнуть с себя остатки сна и включиться в дневной ритм, поэтому старайтесь как можно раньше воспитать у детей привычку делать утреннюю гимнастику, особенно у тех, которые с трудом просыпаются и неохотно встают с постели.

         Продолжительность утренней гимнастики связана с возрастом детей. Трехлетний ребенок выполняет ее в течение 4 – 5 минут, а шестилетний занимается уже 10 – 12 минут. Интенсивность нагрузки постепенно растет.

       Во время зарядки лучше использовать легкие и уже хорошо знакомые малышу упражнения. Чтобы комплекс не наскучил ему, упражнения следует менять, а лучше всего использовать детскую и эстрадную музыку, стишки.

    Например:

    Просыпайся, поднимайся,

    Застилай свою кроватку,

    Вместе сделаем зарядку!

    Руки вверх, руки вниз,

    На носочки поднимись.

    Повтори наклон раз пять,

    А теперь, дружок, присядь!

       При подборе упражнений для утренней гимнастики обращайте внимание на последовательность выполнения упражнений.

    •  1 или 2 потягивания, ходьба на месте, легкий бег;
    •  упражнения для рук и плечевого пояса;
    •  упражнения для туловища, ног:
    • завершают гимнастику бег и ритмичная ходьба.

      ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

    Читать подробнее ...

    Осанкой принято называть привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, равномерности их развития.

    Для дошкольников характерные черты правильной осанки имеют свои особенности: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1 —2 см; изгибы позвоноч­ника выражены умеренно; угол наклона таза невелик.

    Нарушения осанки.  

    Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефек­тами, осанки. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условнорефлекторные связи, закрепляю­щие неправильное положение тела, при этом навык правильной осанки утрачивается.

    Причины нарушения осанки:

    •  неблагоприятные условия окружающей среды;
    • заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата (рахит, туберкулезная инфекция, переломы и травмы позвоночника);
    •  инфекционные и частые простудные заболевания;
    •  дефекты физического воспитания;
    •  плоскостопие;
    •  длительное пребывание в ряде бытовых и рабочих поз;
    •  привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (таз принимает косое поло­жение, и позвоночник изгибается в одну сторону);
    •  неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согну­тыми спиной и ногами);
    •  неполноценное питание и т. д.

    Нарушения осанки могут стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная емкость легких; понижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

    Формирование навыка правильной осанки

    Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

    Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, труда и других видов самостоятельной деятельности. Рационально организованное рабочее место ребенка обеспечивает относительный покой, расслабление и отдых многих мышечных групп. Следовательно, правильный подбор мебели (стола и стула), ее установка по отношению к светонесущей оконной стене, достаточное освещение должны находиться под контролем педагогов и родителей.

    Соответствие стола и стула росту и пропорциям тела каждого ребенка — одно из обязательных условий для формирования у детей правильной осанки.

    • Низкий стул: у ребенка нарушается кровообращение ног и брюшной полости.
    • Высокий стул: положение тела ребенка неустойчиво, он принимает непра­вильные позы, утомляется.
    • Постель не должна быть слишком мягкой, подушка — большой. Длина кровати должна превышать рост ребенка на 20—25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.
    • Не рекомендуется до трех месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до шести месяцев сажать, до 9—10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за руку, так как при этом положе­ние его тела становится несколько асимметричным. Поза ребенка в любых видах его деятельности постоянно должна быть в центре внимания взрослых.
    • Во время сна нельзя допускать, чтобы дети спали всегда на одном и том же боку или чтобы малыш спал, свернувшись калачиком. В этом положении сме­щаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник.
    • На занятиях надо напоминать детям, чтобы они время от времени меняли позу. Однообразное положение, особенно когда руки лежат на столе, очень уто­мительно, потому что туловище все время наклонено вперед, брюшная полость сдавлена, дыхание поверхностно, мышцы шеи и спины напряжены.
    • Если ребенок стоит, необходимо следить, чтобы равномерно распределя­лась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.
    • Сохранение правильной осанки при выполнении различных движений более сложно. Мышцы ребенка должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела.

    Профилактика нарушений осанки

    Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушений осанки.

    Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Упражнения должны соответствовать возрастным и индивидуальным воз­можностям детей и постепенно усложняться с возрастом.

    В числе упражнений, способствующих закреплению правильной осанки, основ­ными являются упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, живота. При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдается упражнениям симметричного характера. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще применять упражнения с предметами: гимнастической палкой, мячом, обручем. Для выпрямления позвоночника и правильного держания головы необходимы упражнения, во время которых ребенок одновременно вытягивает вверх руки и поднимает голову. Эти упражнения можно давать из исходного положения лежа и с пособиями (палкой, веревкой, флажками). Взрослому необходимо следить, чтобы дети делали упражнения без напряжения, руки ребенка при поднимании вверх должны быть шире плеч, голова поднята. Для развития подвижности позвоночника рекомендуются наклоны туловища, повороты в сторону.

    Большое значение для профилактики нарушений осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и движении.

    Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует помнить, что спор­тивная нагрузка не должна превышать возможностей детского организма, необходимо чередовать ее с отдыхом, сочетая его с выполнением дыхательных упражнений, упражнений на расслабление.

    Закреплению навыка правильной осанки способствуют упражнения у стенки, лежа на полу, сидя, когда взрослый фиксирует внимание детей на правильном положении тела. Это же рекомендуется выполнять во время ходьбы, бега, при проведении подвижных игр с правилами.


      КАКОЙ СПОРТ ПОЛЕЗЕН РЕБЁНКУ

    Читать подробнее ...

    Все родители хотят, чтобы дети росли здоровыми, а для этого надо заниматься спортом. Для детей до 6 лет речь должна идти об элементах спорта, которые могут стать основой для индивидуальной зарядки ребенка.

    Прежде чем записываться в какую-нибудь секцию, следует:

    •    обследовать ребенка, проконсультироваться со специалистами о том, какие виды спорта ребенку противопоказаны;

    •    прислушаться к пожеланиям ребенка.

    С наступлением зимы детям с полутора лет можно устраивать игры на улице с санками. Но перед тем как позволить ребенку самостоятельный спуск с горы, съезжайте с ним вместе, потом вместе тяните санки наверх, чтобы у малыша запечатлелся в памяти весь комплекс обязанностей. Постарайтесь найти единомышленников для совместных игр.

    С 2,5 – 3,5 лет ребенок уже может освоить лыжи. Подберите лыжи по росту ребенка (до конца вытянутых пальцев вытянутой руки), а не на вырост. Сначала шагайте без палок, потом с палками. Увеличивайте время прогулки на лыжах от 10 до 40 минут (если ваш малыш не устает, можно и больше). Лыжи – универсальное средство для здоровья (совершенствуются бронхолегочная, сердечно-сосудистая, нервная системы и т. д.).

    Плавание предупреждает сколиоз. Старайтесь как можно раньше научить ребенка плавать, тогда и осанка будет хорошая, и руки сильные, и дыхательная система в норме.

    С 3-х лет дети могут понемножку кататься на устойчивых роликах, но только при самом активном участии взрослых.

    В этом же возрасте дети начинают ездить на велосипедах. До велосипеда можно освоить самокат: ребенок научится держать равновесие, отталкиваться обеими ногами попеременно для равномерного развития мышц. При выборе велосипеда важно, чтобы его размеры соответствовали росту ребенка, так как от этого зависит развитие костного скелета, связочного аппарата, формирование осанки.

    С 5-ти лет можно понемножку заниматься коньками, только соблюдайте правила безопасности. Катайтесь при небольшой минусовой температуре. Известно, что фигурное катание улучшает работу сердца и сосудов.

    Гимнастикой можно заниматься с 3 – 4 лет. Восточными единоборствами — не ранее 6,5 – 7 лет. Если умеренно заниматься разнообразными видами спорта, ребенок будет гармонично физически развиваться.

    Помните: организуя подвижное активное детство, вы избавляете своего драгоценного любимого ребенка от многих проблем с характером и со здоровьем. Спортивный образ жизни это не только полноценное физическое развитие, это хорошая тренировка нервной системы и воспитание характера.

    Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение деятельности всех органов и систем, а также вызывают стимуляцию обменных процессов в организме.

    «Чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем он быстрее растет, ... становится сильнее физически и духовно». Эти слова принадлежат известному чешскому мыслителю- гуманисту и педагогу XVII в. Яну Амосу Коменскому.


      ПЛОСКОСТОПИЕ

    Читать подробнее ...

      Плоскостопие — статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но встречается и смешанное. Продольное плоскостопие составляет более 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

      Нередко плоскостопие бывает одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, затрудняется походка. Дети, страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине. Одним из проявлений плоскостопия могут быть головные боли — как следствие пониженной рессорной функции стоп.

      Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1—1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужны консультация и помощь ортопеда.

      По соотношению самой широкой и самой узкой частей следа считается свод нормальным 1:4, уплощенным — 2:4, плоским — 3:4.

      В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование ее не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем можно приостановить развитие плоскостопия и способствовать его исправлению путем укрепления мышц и связок стопы. В раннем детстве маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальнейшем же, по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причинять много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить его коррекцию и лечение.

       Предупреждением плоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Для этого используются разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальные мероприятия для укрепления стопы.

      Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5—8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.

     Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Рекомендуются упражнения в положении сидя, упор руками сзади: захватывать пальцами ног палочки, шарики, перекладывать их вправо, влево, сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в стороны, выполнять стопой круговые движения.

      Для укрепления свода стопы необходимо больше использовать ходьбу и бег. Эти виды движений не только благоприятно воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством предупреждения плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Также рекомендуется лазание по гимнастической лестнице, канату босиком.

      Врачи советуют применять ежедневные ножные ванны перед сном, в летний период как можно чаще использовать ходьбу босиком по рыхлой, неровной поверхности — земле, песку, мелким не острым камешкам, а также по воде.

    Упражнения для профилактики плоскостопия:

    1. Ходьба на носках с сохранением правильной осанки (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс).
    2. Ходьба на внешней стороне стопы пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
    3. Ходьба с поворотом стоп пятками наружу, носками внутрь.
    4. Ходьба по ребристой доске,
    5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
    6. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
    7. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
    8. Ходьба на носках в полуприседе.
    9. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
    10. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
    11. Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
    12. Ходьба по наклонной плоскости на носках.
    13. Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
    14. Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.