Советы дефектолога

    Главная  Родителям    Советы дефектолога

      О ДЫХАНИИ

    Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

    Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

    Читать подробнее ...

    Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сер­дечно-сосудистых заболеваний и т. д.

    Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как прави­ло, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены доби­рать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укорочен­ный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

     

    ВНИМАНИЕ!

         Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).

         Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.

         Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)

         Выдох должен быть длительным, плавным.

         Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.

         Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

         После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

         Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

                          КОРАБЛИК  

                  По волнам корабль плывёт.              
                  Ты вдохни, надуй живот.
                  А теперь ты выдыхай                    
                  И кораблик опускай.

    Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...».

                       СНЕЖИНКА

                    Снег, снег кружится,
                    Белая вся улица!
                    Собралися мы в кружок,
                    Завертелись как снежок.

    Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

    КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

    В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

     

    НАДУЙ ШАРИК

    Вот мы шарик надуваем,

    А рукою проверяем:

    Шарик лопнул — выдыхаем,

    Наши мышцы расслабляем.

    Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

     

    НАКЛОНЫ

    Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

    Долго дятел дуб долбит        (руки вперед вверх).

    Клювом дятел дуб долбит    (руки вниз назад):

    Тук, тук,тук,тук,тук,тук        (руки вперед, вверх).

    Пауков найдет он тут            (руки вниз назад).

     

    ПОВОРОТЫ

    Выполняется стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

    Боком-боком, боком-боком

    Ходит галка мимо окон.

    Ветром вся взъерошена,

    Снегом запорошена.

     

    ВЕТЕР ДУЕТ

    Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

    Я подую высоко

    (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),

    Я подую низко

    (руки перед собой, присесть и подуть),

    Я подую далеко

    (руки перед собой, наклон вперед, подуть),

    Я подую близко

    (руки положить на грудь и подуть на них).

     

    Список литературы

    1.   Анищенкова Е.С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009. – 159.

    2.   Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005. – 120с.

    3.   Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб, 2004. – 80с.

    4.   Леонова С.В. Веселая разминка // Логопед, 2004, № 6.


      КАК УВЕЛИЧИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЁНКА?

    Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития ребёнка. Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему новому! 

    Читать подробнее ...

    Несложно догадаться, что запас слов родного языка, которые знает ребенок, пополняется благодаря общению с окружающими людьми и чтению каких-либо текстов.

    Дети очень сильно перенимают ту манеру общения, которая принята в семье и в той социальной среде, в которой они проводят много времени. Это касается и набора активно используемых слов.

    Поэтому главный совет родителям, как расширить словарный запас ребенка – обогащайте собственную речь (причем не только в разговорах с ребенком, но и в общении с другими родственниками, друзьями и т.д.).

    Реже используйте односложные ответы, отрывистые фразы. С детьми можно и нужно говорить «сложно». У детей прекрасная память – не бойтесь нагружать ее новыми словами и понятиями, поясняя значения новых слов.

    Как можно раньше отказывайтесь от сюсюканья, старайтесь говорить красиво. Подбирайте в устной речи разнообразные синонимы, используйте разные прилагательные и метафоры.

    Чтение. Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов увеличения пассивного словаря. Читайте перед сном или по желанию ребенка. Подбирайте ребенку книги разной направленности – народные сказки, проза и поэзия разных авторов, научно-популярные издания и т.д. Пусть малыш сравнивает разные стили изложения, запоминает новые слова (от устаревших русских слов до научных терминов и слов иностранного происхождения). То же самое можно посоветовать относительно выбора фильмов, мультфильмов, телепередач и т.д.

    Когда ребенок научится самостоятельно читать, поощряйте любовь к книгам. Вместе запишитесь в библиотеку, периодически выбирайтесь на шопинг в книжный магазин за интересными произведениями и, конечно, читайте ему сами, пока у него нет беглого уверенного чтения про себя.

    Стихи. Самый простой, эффективный и доступный способ. Выученное стихотворение сохраняется в памяти вместе со всеми грамматическими конструкциями в правильной форме, со всей лексикой и с контекстом. После изучения стихотворения желательно использовать новую лексику в повседневной речи. Желательно учить по 1 стихотворению в неделю.

    Говорить. Мотивируйте ребенка говорить, причем не односложно, а повествовательно. Старайтесь как можно чаще вовлекать ребенка в диалог. После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребенок поступил на месте героя. Просите его пересказать сюжет книжки или какой-то жизненный случай, описать увиденный предмет, пейзаж или человека, и т.д. У малышей, которые только начинают говорить, можно спросить, как говорят персонажи из сказки (как говорит собачка, кошка и так далее). Внимательно слушайте ребенка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Живой интерес к ребенку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса!

    Играть. Ученые доказали, дети лучше запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме. Поэтому освойте и регулярно практикуйте игры на развитие словарного запаса.

    Для обогащения словарного запаса ребенка служат многочисленные речевые игры, например:

    Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает. 

    Описание объекта. Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. 

    За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

    Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." 

    Свойства предметов.  Спросите у ребенка:

    1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

    2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...)

    3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...)

    4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

    5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

    6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

    7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

    8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

    9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

    10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

    11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

    12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

    Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

    Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький». 

    Игра в синонимы. Например, синоним к слову «хороший» - добрый, ласковый. 

    Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание:

    - Оля проснулась и... (стала умываться).

    - Коля оделся и... (побежал гулять). 

    - он замерз и... (пошел домой). 

    - стали они играть... (с зайчиком). 

    - зайчик испугался и... (побежал, спрятался) 

    - девочка обиделась и... (ушла, заплакала). 

    Словообразование: суффиксы, приставки. Если ребенок научится словообразованию, словарный запас автоматически увеличится на сотни пунктов. Это образование уменьшительно-ласкательных форм, преувеличений, разговорных вариантов и т.д.

    Глаза-глазки-глазик-глазищи.

    Кот-котик-котище.

    Приставки должны быть отработаны на глаголах: пришёл, ушёл, подошёл, пошёл, перешёл, зашёл, вышел, обошёл, дошёл...

    Лото. Названия птиц, растений, животных, насекомых, грибов, рыб в повседневной речи мы практически не используем, но в литературе они встречаются часто и формируют пассивный словарный запас. Зубрить их ни в коем случае нельзя. Лучше всего отрабатывать их во время игры в лото.

    Звери и их детеныши. К этой игре лучше всего подключить мячик. Ваша задача, бросая мяч, называть ребенку какое-либо животное, а малыш в ответ произносит детеныша названного животного, при этом, не забывая вернуть мячик вам.

    Один или много. Очень важно с малых лет объяснить ребенку принцип употребления слов в единственном и множественном числе. Заранее подготовьте побольше картинок с одним и множеством предметов. Ваша задача – назвать предмет в единственном числе, а ребенок должен произнести во множественном. Если малыш допустил ошибку, поправьте его и несколько раз проговорите слово в правильной форме. Постепенно от карточек можно будет отказаться и перейти на обычную беседу, передавая друг другу эстафету в виде мяча или игрушки.

    Кто где живёт? Бросая мяч ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

    Где живёт муравей? Птичка? Медведь? Акула? Лиса? Белка? Волк? Собака? Курица? Овца? И т.д

    И наоборот:

    Кто живет в дупле? Белка.

    Кто живет в скворечнике? Скворцы.

    Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

    Кто живет в будке? Собака.

    Кто живет в улье? Пчелы.

    Кто живет в норе? Лиса.

    Кто живет в логове? Волк.

    Кто живет в берлоге? Медведь.

    Что бывает круглым?

    Сделано из… Посмотри вокруг. Из чего сделаны окружающие нас предметы: дерево, мех, глина, пластмасса, шерсть и т.д.

    Путешественники. Каждый день прогулки с ребенком сопровождается одним и тем же маршрутом. А что, если немного скрасить эти походы? Например, по дороге в садик предложите маленькому спутнику совершить небольшое выдуманное путешествие в Африку. Составьте план вашей поездки. Подумайте вместе с будущим путешественником, что бы вам пригодилось в дороге, каких зверей вы можете там встретить. Главное, чтобы ваш ребенок с удовольствием участвовал в процессе вымышленных сборов.


      АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.

    Читать подробнее ...

     Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

    Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

    Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.


      РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК

    Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики ребёнка. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.

    Читать подробнее ...

    Сначала детские пальчики такие непослушные. Приходится играть за двоих. Но ребенок быстро понимает, в чем дело, и через некоторое время деловито загибает пальчики под ваши стишки. 

    Самая популярная пальчиковая считалочка для малышей — это, конечно, "Сорока-белобока". Ее знают все. Но есть и другая игра, очень похожая по движениям пальчиков. Называется — "Компот". Одну руку ставим ладошкой вверх, а указательным пальчиком другой руки водим по ладони круговыми движениями, "перемешивая компот": 

    Варим, варим мы компот.
    Фруктов много. Вот: (Загибаем поочерёдно пальчики)
    Будем яблоки крошить,
    Груши резать и варить,
    Отожмём лимонный сок,
    Слив положим и песок. (Разгибаем все пальчики и опять "перемешиваем")
    Варим, варим мы компот,
    Угостим честной народ!

    Пальчики в таких играх должны уметь очень быстро превращаться. Например, в "Веселую семейку". Возьмите ручку ребенка и прижимайте его пальцы к ладошке по одному, начиная с большого:

    Вот дедушка.
    Вот бабушка.
    Вот папочка.
    Вот мамочка.
    Вот деточка моя.
    А вот и вся семья!  С этими словами обхватите кулачок ребенка. 

    А еще пальцы бывают зайцами. Сначала нужно сжать кулачок. Это "заячий домик". "Зайчата" выходят из домика по одному. А потом так же возвращаются обратно:

    Раз, два, три,
    Четыре, пять -
    Вышли зайчики гулять.
    Раз, два, три,
    Четыре, пять -
    В домик спрятались опять! 

    Пальчики можно превратить во всех лесных зверюшек! Непоседам очень понравится вот такая игра. Пусть ребенок вытянет руки ладошками вниз и в такт стишкам то сжимает пальцы в кулак, то раскрывает их веером:

    Сидит белка на тележке.
    Продает она орешки.
    Кому? (Рука переворачивается ладонью вверх, пальчики, от большого к мизинцу, поочередно загибаются.)
    Лисичке-сестричке, Воробью, Синичке, Мишке косолапому, Котику усатому. 

    Есть и старинные народные пальчиковые игры. Многие знают и любят игру "Пальчик-мальчик".  

    Нужно взять в свой кулак большой палец ребёнка и, потряхивая его поинтересоваться:— Пальчик-мальчик, где ты был? А затем, отгибая от детского кулачка пальчики, отвечать:        

    — С этим братцем в лес ходил. 
    — С этим братцем щи варил. 
    — С этим братцем кашу ел.
    — С этим братцем песни пел! 

    А вот игру "Пальчики засыпают" можно показывать как маленький спектакль. Пальчики левой руки, начиная с мизинца, поочередно пригибайте к ладошке со словами:

    Этот пальчик хочет спать,
    Этот пальчик лег в кровать,
    Этот пальчик чуть вздремнул,
    Этот пальчик уж уснул,
    Тише, тише, не шумите, (Правой рукой качаем кулачок.)
    Солнце красное взойдет,
    Утро ясное придет,
    Будут птицы щебетать,
    Будут пальчики вставать! (Пальчики с силой расправляются веером.)

    Даже самые неугомонные дети слушают с широко раскрытыми глазами, благоговейно баюкают свой кулачок, а потом с хохотом разжимают пальцы.

    Подросшие дети ничуть не меньше любят играть со своими руками. Игры у них, конечно, посложнее. Пальчики изображают домики, бегущих человечков... Ребенок может действовать обеими ручками одновременно и зачастую сам придумывает сюжеты для своей игры. Такому малышу будет интересен несложный стишок, с помощью которого легко запомнить названия пальчиков. Каждый называемый палец ребенок обхватывает кулаком другой руки:

    Пальчик толстый и БОЛЬШОЙ в сад за сливами пошел.
    УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога указал ему дорогу.
    СРЕДНИЙ пальчик — самый меткий. Он сбивает сливы с ветки.
    БЕЗЫМЯННЫЙ поедает.
    А МИЗИНЧИК-господинчик в землю косточки сажает. 

    АПЕЛЬСИН

    Мы делили апельсин
    (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
    Много нас – а он – один
    Эта долька – для ежа
    (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
    Эта долька – для чижа
    Эта долька – для котят
    Эта долька - для утят
    Эта долька - для бобра
    А для волка – кожура!
    (встряхиваем обе кисти)

    ГОРШОК

    Жили-были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
    Маленькие гномики:
    Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
    (загибать пальчики, начиная с мизинца)
    Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальчики)
    Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
    Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)
    Тики – платочки,
    Лики – штанишки,
    Чики – носочки,
    Микки умница был,
    Всем водичку носил.

    ЁЖИК (У ребёнка в руках маленький резиновый колючий ёжик)

    Ёжик, ёжик колкий где твои иголки?
    (малыш катает ёжика ладошками)
    Надо бельчонку сшить распашонку
    (малыш катает ёжика по животику)
    Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
    Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите
    (катаем по полу)
    Если дам иголки - съедят меня волки!!!
    (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

     

    Современные логопеды, психологи, врачи полностью солидарны с многовековым народным опытом и в один голос рекомендуют: с первых дней жизни малыша как можно чаще нежно массируйте его пальчики, поглаживайте крохотные ладошки. Чуть позже присоединятся ритмические стишки, управляющие движением пальцев. Такие, на первый взгляд, незатейливые действия не только займут непоседу на несколько минут, но и очень помогут ему в становлении речи и развитии логического мышления.

    Здесь перечислены только некоторые игры с пальчиками. А как много других, не менее интересных и веселых развлечений, доступных совсем маленьким детям!

    Это и работа с пластилином, ножницами, бумагой.

    Можно поиграть с разноцветными прищепками.

    Увлекательно проходят игры со счётными палочками, выкладывание узоров из крупы.

    Игры в лото, мозаику, пазлы. 

    Так из надоедливой обязанности игра может превратиться в удовольствие и подарит минутку отдыха маме и радость — малышу. А уж с чувством юмора у обоих все точно будет в порядке!


      ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

    Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

    Читать подробнее ...

    Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:

    •   Составление рассказов по наблюдаемым действиям. 
    •   Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.
    •   Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.
    •   Составление рассказов по одной сюжетной картине
    •   Составление рассказов по памяти
    •   Составление рассказов по символам.
    •   Составление рассказов по схемам.
    •   Составление рассказов по натуральным предметам
    •   Составление рассказов по предметным картинкам.

     

    Ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы. Если развитие вашего ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст, позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

    Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО НАБЛЮДАЕМЫМ ДЕЙСТВИЯМ

    Во время составления постройки из кубиков, Лего, конструктора и т.п. рассказать, что ты делаешь, какую деталь берёшь, куда и почему ставишь.

    Вначале ответить на вопросы взрослого точными словами, полными предложениями, а затем объединить 3 – 4 предложения в короткий, но связный рассказ.

    • Что ты берёшь?
    • Какой это кубик (арка, брусок…)?
    • Какой он по размеру? По цвету? По величине?
    • На что ты ставишь кубик?
    • Какие детали внизу, а какие наверху?
    • Что ты поставил сначала, а что потом?

    Я ставлю на ребро зелёный и жёлтый кирпичик. На них я ставлю жёлтую арку. Теперь на арку я кладу один маленький синий кирпичик, а на него красную крышу. У меня получилась красивая, разноцветная постройка. 

    Во время купания с игрушками в ванной или других игр с водой рассказать, что происходит на твоём «море» или «реке», с твоими лодками, яхтами, кораблями, животными.

    Вначале ответить на вопросы полным предложением, затем объединить их в рассказ.

    • Куда плывёт лодка? (уточка, дельфинчик) Зачем?
    • Кого вёзёт лодка?
    • Какой груз в лодке?
    • Что или кто оказались на пути лодки?
    • С чем (кем) столкнулась лодка?
    • Что произошло с грузом?
    • Кого пассажирв взяли на борт? И т.д.

    Внимательно послушать, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки.

    Затем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.

    ДРАЧУНЫ

    В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.

    Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы мож­но решить по-доброму, по-хорошему

    Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со следующими названиями:

    Прогулка в парк

    Мы в зоопарке

    Поход в театр

    Бабушка печёт пироги

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО НЕСКОЛЬКИМ СЮЖЕТНЫМ КАРТИНАМ

    Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последовательно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ПРОСЛУШАННОМУ ТЕКСТУ И КАРТИНЕ

    Прослушать текст. Глядя на картину, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно, связно пересказать историю.

    ДВЕ УЛИТКИ

    Как-то летом две улитки отдыхали на листике клёна. Вдруг под деревом они увидели оленя. Он поедал молодые листья и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они посмотрели вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала одна улитка. А вторая добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»

    • Где сидели улитки?
    • Почему они испугались оленя?
    • Как они спрятались от оленя?
    • Могли ли улитки быстро покинуть дерево? Почему?
    • Куда исчез олень?
    • Почему улитки не видели, как олень ушёл?
    • Что сказала одна улитка?
    • Что ответила вторая?
    • Олень на самом деле испугался улиток?
    • Что смешного в этом рассказе?

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

    Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы полными предложениями. Составить связный, подробный, полный рассказ по картине.

    СЮРПРИЗ

    • Откуда идут мальчики?
    • Что у них за плечами?
    • Что один мальчик кладёт другому в рюкзачок?
    • Какая погода на улице?
    • Что случится с мороженым в тёплом месте?
    • Что такое «сюрприз»?
    • Приятный ли сюрприз сделал мальчик своему знакомому?

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ПАМЯТИ

    Вспомнить мультфильмы, которые ребёнок смотрел. Рассказать понравившийся мультфильм целиком или отдельный эпизод из него. Не только называть действия героев, но и давать оценки поступкам, объяснять их причины и последствия.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СИМВОЛАМ

    Пересказать рассказ, используя имеющиеся опорные картинки.

    Прослушав рассказ, нарисовать свои собственные картинки-символы. По ним повторить рассказ целиком.

    Наступила весна. Греет яркое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли почки. С юга вернулись перелётные птицы. Дети весной любят пускать бумажные кораблики.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СХЕМАМ

    Вместе с мамой рассмотреть несколько предметов одежды. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше!

    Аналогично, по схеме, можно рассказывать про игрушки, посуду, животных и т.д.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО НАТУРАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

    Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.

    Придумать и пересказать их разговор, если:

    игрушки жалуются друг другу на своего хозяина

    игрушки обсуждают своё путешествие по квартире

    игрушки хотят вернуться в магазин

    игрушки очень довольны своим хозяином

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ПРЕДМЕТНЫМ КАРТИНКАМ

    Посмотреть на картинки, представить изображённых животных и послушать о них забавную историю. Придумать свою историю об этих же животных. Попросить взрослого записать твоё произведение.

    Литература 

    Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М., 2006. – 136с.